Семейный портал
Челябинской области
8 800 3006 003
СЕМЕЙНАЯ ЛИНИЯ. Звонок бесплатный

«Урбан Мама» Александра Горчакова: о городе по-женски

25 сентября 2023

Читайте интервью с Александрой Горчаковой, автором проекта Urban J и канала «Урбан Мама», как меняется Челябинск, как сделать город «мамамобильным» и как превратить любовь к городу в хобби и проект.

— Расскажи про канала «Урбан мама»: о чем он, в чем его фишка?

— Урбанистикой я начала интересоваться давно. Сначала это было на подсознательном уровне: по сравнению с другими городами Челябинск казался менее красивым. комфортным и безопасным. Потом это ощущение нашло отклик в лекциях урбанистов, в том числе и Челябинского урбаниста. Ребята раскрывали причину этого ощущения, говоря про тротуары, дороги, общественные пространства.

Исходя из этого я начала погружаться в тему, больше слушать лекции, даже появились первые книги про город и его устройство. А затем я подумала, почему бы мне не совместить мою целевую аудиторию, с которой я каждый день общаюсь (это школьники, я преподаватель истории) с моим новым увлечением? Ведь я имею огромный ресурс, который необходимо подключать к делу уже сейчас, поскольку этот ресурс — это молодые горожане, у которых с возрастом будут расти возможности и раскрываться потенциал, у которых уже сейчас необходимо формировать вкус к красивой архитектуре, удобным общественным пространствам, общественному транспорту, велодорожкам и так далее.

Из этого синтеза профессии и хобби родился образовательный проект «Urban J», где мы со школьниками изучаем урбанистику. Проект каждый год растет, появляются новые формы, новые виды сотрудничества с государственными и негосударственными организациями.

К моей городской активности, к преподавательской активности, прибавилось то, что я стала мамой. С малышом мы стали обходить сначала центр, потом выезжать в другие районы и испытывать городскую среду на предмет «мамамобильности». Насколько удобно мамам в городе: передвигаться на колясках, на общественном транспорте, какие есть общественные пространства, которые подходят для таких маленьких детей. Появление ребенка в семье, конечно, углубило мое хобби. И я стала уже на практике измерять, экспериментировать с городом, смотреть на то, как по-другому можно с ним выстраивать отношения.

Мой канал «Урбан Мама» не только про урбанистику для мам. Здесь можно встретить исторические интересные фотографии. Поскольку я историк, то из архивов вытаскиваю и размещаю материал. Там можно встретить мои размышления относительно того, как работает СМИ в вопросах освещения тем городского благоустройства, как они подают информацию об изменениях в городской среде. Я пишу и про транспорт, про покрытие улиц, какая плитка лучше подходит для маломобильных групп населения, на какой плитке легче ехать на коляске, на какой плитке легче ехать на самокате. Я делаю обзоры скверов и парков, стараясь выявить их соответствие современным тенденциям. Канал «Урбан мама» в целом о городе. Несмотря на то, что он очень субъективный, очень женский, но при этом я стараюсь подходить к городу с разных сторон, наполнять канал контентом, тревожащим меня и многих других горожан.

— Какие ты видишь перемены в городе, как Урбан мама? Что тебе нравится, что нет? И есть ли вообще движение в России в сторону дружелюбной среды для семей с детьми?

— Мне нравится то, что происходит в городе в плане обновления транспорта. Много единиц техники зашло в город: низкопольные автобусы, трамваи и троллейбусы. Я не могу сказать, что теперь в транспортное средство можно попасть абсолютно беспрепятственно, но это гораздо лучше, чем то, что было «до». Старая техника была с лестницами, и это, конечно, совсем неудобно для мамы, не говоря уже о других маломобильных гражданах.

Мне нравится то, как сейчас в новых общественных пространствах происходит переход от мелкой плитки с фаской (то есть со скошенными краями) к крупной ровной плитке. Это на самом деле очень сильно облегчает передвижение с коляской с маленькими колесиками, потому что коляску больше не трясет.

Сейчас меняются площадки, мы уходим от каких-то ярких пластиковых детских площадок, которые поставлялись КСИЛом. Раньше одну песочницу с горкой поставили — вот и радуйтесь, благоустройство двора завершено. Сейчас у нас детские площадки стали, во-первых, ориентироваться на разный возраст: есть для самых маленьких, школьников, есть для подростков, есть для взрослых. Во-вторых, применяется разнообразие материалов, особенно радуют деревянные изделия, например, какие-то лазалки. В-третьих, очень радуют сдержанные цвета, поскольку яркими пятнами на детской площадке должны быть не качели, а сами дети.

Классно, что мы уходим от концепции «двор только для детей», потому что двор должен быть использован всеми жителями и людьми, в том числе у которых выросли дети и которые хотят выйти во двор, отдохнуть и провести время на улице, подышать свежим воздухом.

В городе, в стране у нас большой акцент идет на то, чтобы сделать городскую среду очень дружелюбной для детей, для мам, пап с детьми. Но при этом мне импонирует тот факт, что среда становится комфортной для всех, для разных полов, для разных возрастов. И это намного лучше, чем если мы сконцентрируемся только на детях. Потому что дети вырастают, а они продолжают дальше пользоваться городским пространством, меняя локации, меняя зоны пребывания и сценарии деятельности. Взрослым необходимо свое пространство в городе, свое пространство во дворе, чтобы с уходом детства не уходило ощущение причастности к месту.

Еще про перемены в городе, стоит, конечно, добавить, что у нас постепенно формируется велосеть. Я знаю на самом деле много семей с детьми, которые действительно все — мама, папа, дети — на велосипедах ездят по городу, изучают его на велосипеде. Сейчас создается ощущение, что велосипедные дорожки и полосы очагово разбросаны по городу и только в местах отремонтированных участков, однако со временем мы увидим, как эти отдельные участки начнут замыкаться и сплетаться в единую сеть. Работы для города в вопросах велоинфраструктуры много, но она идет.

— Какие города и проекты тебя вдохновляют? В чем видишь будущее города? Какие первые шаги ты бы сделала, если б стала чиновником, чтоб сделать город лучше?

— С точки зрения подхода к своему городу, заботы о городе, стремлению этот город развивать мне нравятся екатеринбуржцы. У них это ярко выражено не только по части отстаивания территории, но и по части работы с продвижением локальных брендов, айдентикой, с формулированием какого-то своего стиля, вида Екатеринбурга, образа екатеринбуржца. Я бы хотела, чтобы в Челябинске работали в эту сторону: над городской культурой, над нашим ощущением себя как челябинцев, которые гордятся своей историей, принимают градостроительные ошибки прошлого, видят перспективу развития и вкладывают в нее ресурсы.

С точки зрения того, что бы я, возможно, сделала для развития города, будучи чиновником, я бы ответила так. Во-первых, это повышение урбанистической грамотности потому что, на мой взгляд, очень важно развивать вкус к городу, развивать понимание, что город может и должен быть красивым, что город должен быть безопасным, не за счет большого количества заборов и строительства пешеходных переходов, а за счет развития комфортной городской среды. В этом направлении я бы начала прежде всего двигаться и, собственно, двигаюсь, развивая свой проект «Urban J», ориентированный на юных горожан.

А из практических вещей мне импонирует стратегия, которой сейчас придерживается Управление по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска — запрет на расширение границ, создание условий, при которых город будет заполнять пустоты внутри центра, то есть становится компактным. В новых правилах застройки и землепользования говорится о важности сохранения исторического центра, вводятся ограничения на этажность при строительстве, а в речах чиновников все чаще звучит фраза про «комплексное развитие территории», чего нам очень не хватало в городе при возведении таких густонаселенных микрорайонов как «Парковые».

В качестве пожеланий хотела бы несколько идей, накопленных опытом многочасовых прогулок и наблюдений. Во-первых, хочется больше контакта с водой. Хочется больше хороших набережных вдоль реки Миасс. Это, конечно, очень большой ресурс, который нужно использовать во благо горожан с рекреационной целью.

Во-вторых, хочется более строгого дизайн-кода, который распространяется не только на информационные таблички, а даже на такие мелочи, как колодезные люки. Хочется наслаждаться красивой архитектурой без рекламных баннеров, чистым небом без излишних проводов, иметь понятную унифицированную систему навигации.

Также я думаю, что городу надо продолжить путь к снижению аварийности на дорогах путем работы с шириной полос, введением островков безопасности, искривлений на дороге, которые будут препятствовать набору большой скорости водителем. Всегда радуюсь новым выделенным полосам для общественного транспорта и даже вступаю в полемику с недовольными автовладельцами в комментариях под каким-нибудь постом.

— Расскажи о проекте UrbanJ?

— Идея проекта — собрать школьников города на мероприятие, поговорить о Челябинске, его прошлом, настоящем и будущем. Взять для примера конкретную территорию, со специалистами по группам ее проанализировать, предложить пути решения для развития данного участка по позитивному сценарию. Фактически мы создаем макет по идеям ребят, но главная задача проекта гораздо выше этого — знать и любить свой город.

Конкретно такую форму коллективных встреч с проектной деятельностью я организовала дважды на грантовые деньги, а сейчас моя урбанистически-педагогическая активность приобретает различные формы через сотрудничество с разными организациями. Например, с Домом архитектора мы проводили проект «Школа граффити»: три дня мы раскрашивали подземные переходы под Торговым центром. И здесь тоже был разговор не про то, как порисовать на стенах в подземке, а объяснить, что такое искусство в городе, что оно может быть легальным и красивым, что подросток с балончиком тоже имеет право на город, если это право не ущемляет интересы других горожан.

Школьникам из района Шагол я проводила лекции, и мы с ними делали презентацию по улучшению этого микрорайона.

С ребятами из 23 гимназии мы придумывали, как может измениться их пришкольный участок.

Совсем недавно познакомилась с Екатериной Глушковой, которая создала Детскую архитектурную мастерскую «Архдети», и сейчас здесь я веду занятия по направлению «Архитектура и урбанистика». Мы с ребятами делаем макеты, но не просто здания, сооружения. Мы изучаем архитектурные стили и погружаемся в градостроительство, как выглядел город в древности, как выглядел в Средневековье, в Новое время, как сейчас построить город, чтобы он был правильный с точки зрения современных тенденций.

— Как родились экскурсии? Какие в планах? И какие темы ты освещаешь?

— Первую экскурсию я провела для Детской архитектурной мастерской по челябинскому модерну. Я люблю этот стиль и давно собираю материал.

Затем я увидела, что проекту «Челябинск пешком» требуется экскурсоводы, в том числе детские. И я связалась с организатором проекта Юлией Семейкиной, предложила себя в качестве детского экскурсовода и, собственно, с этого и началось наше плотное взаимодействие.

Сейчас у меня три экскурсии:

  • Первая — «Челябинский модерн»: мы с ребятами ходим и смотрим на здания, архитектурные элементы, на экскурсии они зарисовывают детали фасада дома, а также слушают про его прошлых обитателей. Дальше мы садимся в кафе, и они создают большой проект на формате А3 — проект своего дома в стиле модерн, с учетом наглядного материала, который я раздаю, и с учетом того, какие зарисовки в городе сделали сами.
  • Вторая экскурсия — по улице Пушкина, материал для нее я собирала на проекте «Мастерская Пушкина» от Дома архитектора. Мы не просто гуляем и смотрим дома по улице Пушкина. У нас есть такие бумажные кораблики, и мы по этой улице плывем. Улицу я называю «улица-река», потому что она словно река времени, и вот по ней можно плыть и смотреть, как меняется время, как разные стили и эпохи волнами нахлестываются одна на другую. Каждый объект экскурсии — «порт», в котором можно получить «марку» (наклейку), ассоциативно связанную с историей этого самого объекта. Вот рассказала я, например, что на месте дома по проспекту Ленина был раньше конский базар, значит, на кораблик располагаем наклейку с изображением коня, и поплыли дальше!
  • Один самых популярных маршрутов — архитектурная лета времени. Здесь мы смотрим, как менялась архитектура в Челябинске, и заполняем так называемую ленту времени, к которой ребята уже привыкли в школе. Если в школе они пишут даты событий, то на ленте времени мы рисуем, как менялась архитектура в городе, как она начиналась с крепости, и как он выглядит сейчас.

— Как удаётся сочетать работу и материнство? Есть ли лайфхаки у тебя?

— Лайфхаки очень простые, даже банальные. Первое — это, конечно, помощь мужа, помощь родителей, которые готовы взять какое-то время на себя, позаниматься с ребенком, погулять.

Очень важный, мне кажется, фактор — это настрой мамы. Если мама настроена, что тяжело, и «куда я пойду с ребенком, с ним тяжело, он будет капризничать». Такие мамы сидят дома, у них часто случается выгорание. А когда ты мама, которая взяла коляску, подняла по лестнице, спустила вниз, зашли в троллейбус с риторическим вопросом в голове: «Куда поедем, малыш? Поехали смотреть новую набережную?». От личного настроя зависит, готова ли сама женщина, готова ли девушка с ребенком терпеть неудобства, сложности, которые могут быть связаны с ребенком, но при этом жить активной жизнью. Здесь важно внутреннее чувство и способность принимать изменившуюся ситуацию и справляться с ней. Быть ли «мамомобильной» мамой — здесь решает каждая мама сама.

 

Интервью провела М. Алякринская.