Семейный портал
Челябинской области
8 800 3006 003
СЕМЕЙНАЯ ЛИНИЯ. Звонок бесплатный

12 игрушек, которые действительно развивают. Часть 1

03 октября 2023

1. Пирамидка (1 год – 3 года).

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Но, пирамидка должна быть правильной:

  • должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно);
  • дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку тоже невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь);
  • устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки);
  • лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип).

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.

Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше.

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку.

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п. А ещё пирамидку можно использовать в артикуляционной гимнастике, но об этом позже.

2. Матрешка (1 год – 4 года).

  • Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше.
  • Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально.

3. Вкладыши Монтессори (от 1 года – 6 лет).

  • На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий.

Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

  • Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

  • А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.
  • Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет +)

  • Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее.
  • Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.
  • Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посуда (1 год – 5 лет +)

  • Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.
  • Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления.

(Продолжение следует.) 

Автор: Алина Панина.

Галерея